Кафедральный собор Святого Вита наиболее ярко характеризует эпоху Карла IV, своего создателя. Это самый большой и самый значимый пражский храм. Кроме богослужений здесь также проводились коронационные церемонии чешских королей и королев. Этот храм – место захоронения останков святых покровителей чешских земель, правителей, представителей дворянства и архиепископов.
В 1344 г. будущий чешский король и император Священной Римской империи Карл IV (тогда еще маркграф) приступил к планомерному созданию чешского государства на новых принципах. По счастливому стечению обстоятельств, ему удалось сделать то, о чем мечтали его предки - освободить Чехию от власти имперского епископства: на папский престол под именем Климент VI был посажен бывший воспитатель и друг Карла, кардинал Пьер Роже де Росье. От него маркграф Карл добился освобождения Пражской церкви от подчинения майнцскому архиепископу и получения права учреждения в Праге архиепископства.
По просьбе Карла папа римский издал указ относительно чешской королевской короны, подчеркнув ее неотчуждаемость, и скрепил своей подписью составленный Карлом коронационный ритуал чешских королей. В ноябре 1344 года пражский епископ Арношт стал митрополитом, а король, он же архиепископ Ян Люксембургский, и два его сына Карл и Ян торжественно заложили первый камень в фундамент будущего детища Карла - нового кафедрального собора Святого Вита.
Первые 8 лет ее строительство возглавлял французский архитектор Матьё (Матиаш, или Матэ, или еще проще - Матвей) из Арраса, приглашенный на двор Карла из Авиньона - места пребывания римских пап. Матьё приступил к строительству и довел до конца замыкающую часть хора - венец капелл и колонны обхода.
Задуман храм был как базилика кафедрального типа, предполагалось решение интерьера с характерными признаками линеаризма, без выразительной пластичности, что соответствовало признакам французской архитектуры середины 14 века. После смерти Матьё в 1352 году Карл поразил всех тем, что не побоялся предложить возглавить строительство престижнейшего кафедрального собора в одном из главных центров европейской готической культуры молодого и неопытного, но подающего надежды зодчего.
В Прагу был приглашен Петр Парлерж, который очень скоро проявил себя как незаурядная творческая личность с широким диапазоном деятельности, показав весь спектр своих способностей: от художественных до технических. Этот факт еще раз подтверждает прозорливость и неординарность Карла IV.
Опираясь на творение своего предшественника, Парлерж радикально, но органически провел изменения в строительстве храма, создавая звенья архитектурного комплекса. К особенностям святовитского кафедрала на том этапе можно отнести контраст между сложной опорной системой, развитой снаружи и величественным покоем интерьера.
Вместо применявшегося до тех пор строгого расчленения отдельных пролетов крестового свода был использован сетчатый свод над хором (высотой 30 м), образующим замкнутую фигуру по всей площади. Традиционная схема кафедрального собора также претерпела некоторые изменения. Они были вызваны новой программой строительства, явившейся плодом вдохновения самого «застройщика» - императора Карла.
Теперь храм был носителем определенной идейной программы: он возводился как главное святилище страны, литургические элементы которого переплетались с представительными. Карл с большим уважением относился к канонизированному князю Вацлаву: он причислял себя к потомкам Вацлава по матери (Пршемыслович). Самое большое значение в храме придавалось капелле, освященной в честь Вацлава.
Она несколько отклоняется от определенной последовательности, в которой выстраивались другие капеллы в хоре храма, как бы «раздвигает» фасад и вклинивается в трансепт (поперечный неф). Необходимость освящения хора в 1385г. потребовала сооружения провизориума - временной стены, которой Парлерж закрыл хор поперек строящегося собора. Это «временное» продолжалось полтысячелетия.
Скульптурное оформление, являющееся творением ваятелей мастерской Парлержа и самого мастера, который участвовал в создании наиболее значительных произведений, отражает единство духа и тела. В капеллах и обходе хора находятся созданные ими надгробия с изображением возлежащих фигур правителей из династии Пршемысловичей.
В трифории (трехчастный арочный проем) над арками хора ваятели мастерской Парлержа создали уникальную галерею портретных бюстов. Скульптурные портреты изображают Карла IV и его четырех жен, его родителей Яна и Элишку, двух братьев, сына Вацлава с женой, первых пражских архиепископов, каноников, руководивших строительством храма и обоих зодчих (всего портретов - 21).
Внутреннему трифорию отвечал верхний, внешний, на колоннах которого теми же мастерами были выполнены бюсты Христа, Девы Марии и канонизированных святых. Внешняя опорная система собора покрыта богатыми орнаментальными и фигурными украшениями.
После смерти Карла (1378г.) строительство храма продолжал его сын Вацлав. Строительными работами руководил Петр Парлерж, а следующих 20 лет после его смерти (1399г.) - сыновья Парлержа Вацлав и Ян по планам отца. Эпоха Люксембургов заканчивается строительством нижней части большой южной башни (заложена в 1392г.).
Строительство кафедрального собора в 1419 г. было прервано гуситскими войнами и храм в течение нескольких веков оставался недостроенным, хотя некоторые правители и пытались продолжить строительство. Кроме прочего, был построен музыкальный клирос. Фасад храма был закрыт временно.
И только во второй половине XIX в. Общество по достройке храма начало ремонт изначальной части и достройку Кафедрального собора в новоготическом стиле. В 1929 г. храм был торжественно освящен. Позже был доделан его интерьер.