Первые евреи, согласно хроникам, появились в Праге еще в Х в., но селиться в месте, ныне именуемом Еврейским кварталом, начали только с XII в. Как известно, в средневековой Европе «жидов» не жаловали, но Прага в этом отношении представляла приятное исключение.
В этом городе к евреям относились лояльно: позволяли беспрепятственно строить храмы, отправлять свои религиозные обряды, заниматься торговлей и научной деятельностью.
Разумеется, основная причина такого подхода была чисто прагматичной: обеспеченное еврейское население платило немалые деньги в императорскую казну. В то же время, знаменитый Рудольф II, будучи императором и католиком, питал серьезную слабость к еврейским ученым, часто обращался к ним за консультациями, просил перевести священные тексты и научные трактаты, пользовался услугами врачей-иудеев.
Но время шло, политическая ситуация и отношение к евреям менялись. После смерти Рудольфа его преемник издал указ, по которому все евреи Праги должны были жить только на территории «своего» квартала, который фактически превращался в гетто. И оставался таковым до 1848 г.
В конце XIX - начале ХХ вв. большая часть построек в Еврейском городе была снесена. Остались только ратуша, синагоги и несколько лучше всего сохранившихся особняков. Если вы хотите просто прогуляться по кварталу и полюбоваться снаружи необычной архитектурой старинных зданий, вся «экскурсия» займет не больше 40-50 минут.
Кстати, здесь легко заблудиться: темные кривые переулочки очень этому способствуют. Но даже заблудившись, вы все равно рано или поздно «выйдете на свет божий»: блуждать по небольшому кварталу дольше полутора часов не получится.
Во время прогулки обязательно осмотрите ратушу: это здание было построено в XVI в. и примечательно не только необычной архитектурой, но и «еврейскими» часами на фронтоне, идущими в «наоборотную сторону».
Построенная во второй половине XIX в. Испанская синагога больше напоминает мавританский замок со старинной картинки, поэтому, безусловно, тоже заслуживает внимания поклонников оригинальной архитектуры. Кстати, именно возле нее установлен памятник великому пражскому еврею - Францу Кафке.
Безусловно, больше всего интереса у туристов вызывает знаменитая Староновая синагога. По преданию, на ее чердаке хранятся глиняные осколки Голема - творения средневекового раввина Иегуды Лёвы бен Бецалеля. Существует много версий легенд и преданий о Големе, но каноническая утверждает, что рабби Лёв создал глиняного человека для помощи в синагоге и охраны церковных сокровищ. Каждый вечер бен Бецалель вкладывал в рот чудовища бумажку с молитвой. Существо оживало и приступало к работе. Утром рабби Лёв вытаскивал бумажку, и Голем превращался в статую. Однажды учитель забыл утром вытащить молитву изо рта творения. Обезумев от солнечных лучей, Голем помчался по кварталу, круша все на своем пути. С трудом догнав его, рабби Лёв повелел высоченному глиняному человеку наклониться и завязать шнурок на ботинке. Приученный к повиновению, монстр опустился на колени, и тогда Бецалель стер первую букву в слове ЭМЕТ (истина), начертанном на лбу Голема. Осталось всего три буквы МЕТ, означающие «смерть». Волшебство развеялось, и Голем рассыпался на множество глиняных осколков.
Неподалеку от синагоги находится старое еврейское кладбище. Согласно законам, евреи могли хоронить своих умерших только в пределах гетто, поэтому, из-за отсутствия места, многие могилы расположены одна над другой. Количество слоев в некоторых местах доходит до 12.
Музей истории еврейского гетто в Праге предлагает посетителям экспозицию с редкими, часто уникальными экспонатами. Как ни парадоксально, но идея создания музея «низшей расы» принадлежит Адольфу Гитлеру, который хотел сохранить для будущих поколений истинных арийцев доказательства убожества и недоразвитости еврейской нации. А в результате сохранил множество старинных предметов искусства, культа и быта евреев.